Одним из новых храмов, не так давно украсивших харьковскую землю, является Покровский храм поселка Большая Даниловка нашего города. История этого храма необычна. Она лучше всего свидетельствует о том, что Божия Матерь своим покровом и заступлением не оставляет верующих людей и помогает им в годину тяжелых испытаний.
Одним из новых храмов, не так давно украсивших харьковскую землю, является Покровский храм поселка Большая Даниловка нашего города. История этого храма необычна. Она лучше всего свидетельствует о том, что Божия Матерь своим покровом и заступлением не оставляет верующих людей и помогает им в годину тяжелых испытаний.
Так, в советский период нашей истории, развитие церковного зодчества и церковного искусства было надолго приостановлено насильственным путем. Борьба с религией превратилась и в борьбу с храмами: многие из них были разрушены до основания, а имущество разграблено. Именно такая судьба выпала и на долю Покровского храма Даниловки, который, по словам местных старожилов, был больших размеров. Увенчанный пятью огромными куполами, он имел три престола: в честь святого Георгия Победоносца, в честь Ахтырской иконы Божией Матери и в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Его уничтожение стало ужасным событием в истории нашей земли.
Однако истребить стремление человека к духовным вершинам, к религиозному познанию мира оказалось невозможным.
Милостью Божией в нашем обществе постепенно начали происходить перемены, благодаря которым были созданы условия для возрождения духовных ценностей, а вместе с ними и восстановления православных храмов. У верующих людей поселка затеплилась искра надежды…
По многочисленным и неоднократным просьбам жителей Большой Даниловки, исполком Киевского района г. Харькова своим решением от 19 июня 1990 года передал часть здания общине и зарегистрировал как «Религиозная Община Украинской Православной Церкви г. Харькова пос. Большая Даниловка».
Здание, которое в дальнейшем было освящено под храм, было построено еще в XIX веке. По словам местных жителей, здесь находилась начальная школа до 70-х годов XX века. С середины 70-х годов до 1985 года здание занимали местный клуб и отделение милиции, после чего оно было передано объединению «Промтовары–1» и столярному кооперативу.
Указом Митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима от 14 сентября 1990 года настоятелем на приход был назначен священник Андрей Кирьянчук. Первый молебен был совершен 14 октября 1990 года в день праздника Покрова. В середине ноября 1990 года комната, занимаемая кооперативом (в настоящее время это алтарь храма) была освобождена и закреплена за общиной.
В конце ноября 1990 года управляющий Харьковской епархией, митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим, при стечении множества народа освятил эту часть храмового здания и совершил первую Божественную Литургию.
Немало пришлось претерпеть испытаний и искушений прежде, чем увидеть купола с крестами над храмом; услышать звон колоколов, освятить впервые воду на реке в праздник Богоявления; отслужить впервые у памятника «погибших воинов» панихиду, впервые переступить порог школы и рассказать детям о Боге; впервые услышать в храме детское восклицание: «Христос Воскресе», а также увидеть и услышать первое венчание и первое крещение.
История Покровского храма Даниловки напоминает историю древних христиан, которые, объединив усилия, возводили стены разрушенных храмов во времена гонений на Церковь. Как тогда, так и сегодня, именно совместная молитва, участие в церковных таинствах и забота о благоустройстве храма объединила и сплотила верующих людей.
Сегодня трудно представить себе, что 20 лет назад вместо этого нежно-голубого храма, своими куполами стремительно возносящегося в лазурь неба, стояло серое от пыли и ветхости здание. В муках и болезнях рождался этот храм. Потребовалось немало времени на изменение отношения к вере людей, осознававших все же, что действительно «не хлебом единым будет жить человек». Необходимо было изменить и отрицательное отношение тех, кто не желал видеть и слышать новоявленных соседей под одной крышей с собой. Требовалось время, чтобы люди, в основном атеистического воспитания, увидели в священнике доброго пастыря, самоотверженно служащего Богу и людям, и пошли за ним.
Сколько пришлось приложить моральных и материальных усилий и физического труда, чтобы внутреннее и внешнее устройство храма соответствовало каноническим правилам. С какой верой и усердием прихожане трудились во славу Божию. Несмотря на свою немощь и возраст, старушечки работали «на износ» призывая, только лишь в помощь Пресвятую Богородицу.