«Я осмыслил предназначение человека в земном мире и осознал, что зло коренится в самих нас. Святая святых нашей духовной борьбы заключается в том, чтобы приложить все свои усилия и истребить живущее в нас зло — корень греха».
Митрополит Никодим «Зерна добра и любви»
18 апреля 1921 года в маленьком доме на Буковине родился будущий митрополит Никодим.
В селе Давидовцы, где он появился на свет, издревле существовал обычай: после первой купели родители клали рядом с младенцем разные предметы нехитрого крестьянского обихода, рабочие инструменты. Считалось, что с тем, к чему младенец притронется ручонкой, будет связана его жизнь. Маленький Николай (мирское имя владыки Никодима) прикоснулся к Библии — самому дорогому, что было в убогой хатке Степана и Параскевы Руснак.
Детство не было безоблачным: приходилось тяжело работать на поденщине, пасти овец, убирать урожай. Но ежедневный труд не омрачал состояния души. В школе, где преподавание велось на румынском языке, любимыми предметами Николая были математика и история. В те годы он дружил с сыном сельского священника, отца Иоанна Смеречанского. Общение с батюшкой повлияло на выбор жизненного пути. И в августе 1938 года Николай отправился в монастырь.
В 1938 году Николай Руснак стал послушником Иоанно-Богословского Крещатицкого монастыря на Северной Буковине.
6 января 1945 года принял монашеский постриг с именем Никодим. Монастырь был очень бедным.
29 апреля 1945 года монаха Никодима рукоположили во иеродиакона, а 23 февраля 1946 года — во иеромонаха. После трудных военных лет Свято-Иоанно-Богословский Крещатицкий монастырь нуждался в значительном благоустройстве. Трудами иеромонаха Никодима, ставшего в 1950 году настоятелем святой обители, строится жилой корпус на 24 келии. К этому периоду относятся и первые пробы молодого священнослужителя в литературном творчестве.
В 1955 году иеромонах Никодим направляется в город Загорск (ныне — Сергиев Посад) для поступления в Московскую Духовную семинарию. 1955/1956 учебный год — особенный в истории духовного вертограда «у Троицы», отмечавшего в 1955 году свое 270-летие. Пребывая на учебе в семинарии, иеромонах Никодим некоторое время исполнял обязанности благочинного Свято-Покровского академического храма.
В 1956 году по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича; †1961) иеромонаха Никодима определяют для служения в Свято-Преображенский (Скорбященский) храм на Большой Ордынке в городе Москва, где пребывает высокочтимая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Московскую Духовную академию владыка Никодим окончил в 1966 году со степенью кандидата богословия за работу по кафедре патрологии «Пастырская и проповедническая деятельность святителя Иоанна Златоуста на Константинопольской кафедре».
Решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского; †1970) и Священного Синода иеромонах Никодим направляется в Иерусалим в качестве заместителя Начальника Русской Духовной Миссии. Это послушание он выполнял на протяжении трех лет — с февраля 1958 по февраль 1961 года. «Святую Землю, — подчеркивал митрополит Никодим, — я считаю своей второй Духовной академией. Рядом со мной был мудрый наставник — начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Никодим, который щедро делился со мной тем, чему нельзя научиться ни в каком учебном заведении — практическим опытом священнослужения не только на Родине, но и за ее пределами. И кто знает, как бы сложилась моя духовная жизнь, если бы Десница Божия не свела меня с этим дивным иерархом Церкви Христовой, ревностным «служителем по домостроительству Божию» (Кол. 1, 25)».
15 ноября 1958 года по просьбе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I иеромонах Никодим возведен в сан архимандрита Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским и всей Палестины Венедиктом (Пападопулос; †1980), и затем исполнял обязанности начальника Русской Духовной Миссии.
5 июля 1961 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и Священный Синод Русской Православной Церкви приняли решение: «Архимандриту Никодиму (Руснак), по возвращении из Святой Земли, определено быть епископом Костромским и Галичским, с совершением его архиерейской хиротонии в Свято-Троице-Сергиевой Лавре». Хиротония архимандрита Никодима во епископа «на дело служения, для созидания тела Христова» (Еф. 4,12) состоялась в Сергиевском Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры 10 августа 1961 года, в день празднования Смоленской и Костромской икон Божией Матери.
21 апреля 1964 года чиноначалием Русской Православной Церкви епископ Костромской и Галичский Никодим определен епископом Аргентинским и Южноамериканским для духовного окормления православных верующих, переселенцев из Украины, России и Белоруссии, проживающих на Латиноамериканском континенте. И если вначале аргентинские власти предоставили епископу Никодиму визу на пребывание в стране лишь в течение трех месяцев, то затем ему выдается так называемое «свидетельство о принадлежности» («cedula dе indificate»), которое давала право на проживание в Аргентине пожизненно. За многие труды, к которым следует отнести и строительство в Аргентине трех новых православных храмов (в том числе Благовещенского кафедрального собора в Буэнос-Айресе) и учреждение в Республике Чили первого русского православного прихода, в 1968 году преосвященный Никодим возведен в сан архиепископа, а в 1970 году назначен Патриаршим Экзархом Центральной и Южной Америки, включая Мексику, и пребывал на этом посту до 1977 года.
В 1970 году под редакцией владыки на испанском языке издается «Служебник» («Литургикон») — чин Божественных литургий Иоанна Златоустого, Василия Великого и Григория Двоеслова. Специалисты признали его лучшим в Латинской Америке переводом православных литургий на испанский язык.
1 декабря 1970 года Владыка был назначен архиепископом Харьковским и Богодуховским К этому времени в Харьковской епархии действовало всего около 60 приходов, причем многие из них не имели необходимых помещений. Отсутствовали монашеские обители и Духовные школы. Епархиальное управление размещалось в маленькой комнатушке в колокольне Благовещенского кафедрального собора города Харькова. Внешнецерковные труды архиепископа Никодима способствовали активизации жизни епархии.
После тринадцати лет пребывания на Харьковской земле архипастырское служение Владыки продолжилось на Львовской кафедре — духовном центре древней Галичины.
В апреле 1985 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена архиепископ Львовский и Тернопольский Никодим, правящий архиерей самой многочисленной по количеству приходов епархии Русской Церкви, возведен в сан митрополита.
После 5-летнего перерыва митрополит Львовский и Дрогобычский Никодим 13 сентября 1989 года Священным Синодом Русской Православной Церкви был вновь назначен на Харьковскую кафедру.
1992 г. по указу Святейшего Патриарха Алексия II исполнял обязанности предстоятеля УПЦ до избрания нового главы УПЦ – митр. Владимира (Сабодана).
В сложной ситуации в церковной жизни Украины, связанной с раскольнической деятельностью бывшего митрополита Киевского Филарета, Священный Синод Матери-Церкви вынес решение: митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму, старейшему по хиротонии архипастырю в Украине, созвать и возглавить в 1992 году Собор Епископов Украинской Православной Церкви. Отвергнув пагубный раскол, участники Собора приняли судьбоносное решение — быть в единении со Вселенским Каноническим Православием, нерушимо соблюдать верность историческому пути, указанному святым апостолом Андреем Первозванным, святым равноапостольным князем Владимиром и тысячелетним подвигом стояния в православной вере народа Святой Руси. «Едиными усты и единым сердцем» Харьковский Архиерейский Собор избрал Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира, ставшего 121-м митрополитом Киевским в истории Святого Православия. Немалые труды были приложены высокопреосвященнейшим Никодимом для реабилитации и канонизации в 1993 году священномучеников Слободского края. В том же году Синодом Украинской Православной Церкви митрополит Никодим удостоен права ношения двух панагий. Священноначалием была также отмечена богословско-гимнографическая деятельность владыки, возглавлявшего Богослужебную комиссию при Священном Синоде Русской Православной Церкви и Комиссию по канонизации святых при Священном Синоде Украинской Православной Церкви.
1994 — 2006 гг. председатель Комиссии УПЦ по канонизации святых. Почетный профессор Харьковского государственного института культуры и Харьковского института искусств им. И. П. Котляревского, почетный профессор ХНУ им. Каразина, доктор богословия «Гонорис Кауза» Варшавского богословского института, доктор богословия Киевской Духовной Академии «Гонорис Кауза». Доктор философии Ужгородской богословской академии им. св. Кирилла и Мефодия. Почетный гражданин Харьковской области.
Деятельность Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима отмечена многочисленными Церковными и Государственными наградами.
СССР
Орден Трудового Красного Знамени
Орден Дружбы народов
Украина
Орден князя Ярослава Мудрого II степени (2011 год) — за выдающиеся личные заслуги в возрождении духовности украинского народа и многолетнюю благотворительную и гуманистическую деятельность.
Орден князя Ярослава Мудрого III степени (22 июля 2008 года) — за весомый личный вклад в развитие духовности на Украине, многолетнюю плодотворную церковную деятельность и по случаю 1020-летия крещения Киевской Руси.
Орден князя Ярослава Мудрого IV степени (14 апреля 2006 года) — за многолетнюю плодотворную церковную, благотворительную и милосердническую деятельность, значительный личный вклад в утверждение идей согласия в обществе и по случаю 85-летия со дня рождения.
Орден князя Ярослава Мудрого V степени (21 сентября 2004 года) — за значительный личный вклад в возрождение духовности, утверждение идей милосердия и согласия в обществе, активную миротворческую и благотворительную деятельность.
Орден «За заслуги» I степени (18 апреля 2001 года) — за многолетнюю плодотворную церковную деятельность, выдающийся личный вклад в утверждение идей милосердия и согласия в обществе.
Орден «За заслуги» II степени (21 августа 1999 года) — за многолетнюю плодотворную церковную деятельность, весомый личный вклад в утверждение принципов христианской морали в обществе.
Почётный знак отличия Президента Украины (24 апреля 1996 года) — за выдающиеся личные заслуги в возрождении духовности, утверждении в обществе принципов христианской морали, активную миротворческую деятельность.
Россия
Орден Почёта (20 апреля 2011 года) — за заслуги в укреплении единства Русской Православной Церкви и дружбы между российским и украинским народами.
Звания Почетного гражданина
Почётный гражданин Харькова (с 1999)
Почётный гражданин Харьковской области (с 2006)
7-8 мая 2011 года Харьковская епархия торжественно отметила 90-летний юбилей своего архипастыря. Участие в Юбилее приняли высокие гости, в том числе Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир.
17 сентября 2011 года вечером ушел из жизни митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим. Тело почившего архипастыря было захоронено рядом с алтарем придела в честь святителя Мелетия Харьковского нижнего храма Свято-Благовещенского собора.