С глубокой древности в Православной Церкви существует восходящий к Апостольскому времени обычай иметь восприемников при Крещении. Восприемник или крестный родитель в день совершения Таинства Крещения обязуется перед Богом заботиться о воспитании крестника или крестницы в вере во Христа, учить благочестивой жизни, трудолюбию, кротости, воздержанию и любви.
В Таинстве Крещения между восприемником и крестником устанавливаются отношения духовного родства.
Согласно церковному правилу необходимым считается только один восприемник – мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Однако на протяжении последних столетий получил широкое распространение сохраняющийся и до сего дня обычай быть при Крещении двум восприемникам: крестному отцу и крестной матери.
Крестными не могут быть неверующие, некрещеные, несовершеннолетние и душевнобольные. Недопустимо, чтобы родители были восприемниками собственных детей. Церковные правила не запрещают быть крестными одного и того же младенца родным брату и сестре, а также отцу с дочерью или матери с сыном другого семейства.
Выбирая крестных для своих детей, родители должны руководствоваться прежде всего уверенностью в том, что будущий крестный действительно является православным христианином, живущим по заповедям Христовым в общении с Православной Церковью. Ведь обязанности восприемника не могут исполнить ни несведующий в православии, ни иноверный.
При крещении младенцев восприемники держат на руках своих крестников на протяжении всего чинопоследования Таинства Крещения. Являясь поручителями за своего крестника, они приносят за него обеты Богу.
Первый обет, произносимый восприемником – это отречение от дьявола и всех дел его, обещание не грешить, не следовать внушениям врага рода человеческого, не противиться воле Божьей, но во всем исполнять ее.
Второй обет – обещание веровать во Христа и таким образом сочетаться Ему. Чтобы засвидетельствовать об этом, крестный читает Символ веры, который каждому православному следует знать наизусть.
Если восприемников двое, то мальчика может держать крестная мать, а девочку – крестный отец вплоть до погружения в купель. После троекратного погружения в купель младенец возвращается на руки восприемнику того же пола, что и младенец.
Крестные родители должны преподавать крестникам духовные знания: совместно молиться, посещать богослужения, участвовать в Святых Таинствах Церкви, в духе православной святоотеческой традиции изучать Священное Писание, собственным примером помогать утвердиться в благочестии, в делах добра и любви.
Не нужно пугаться тем, кто намерен стать восприемником, но не в полной мере соответствует тем требованиям, о которых сказано выше. Никогда не поздно заняться духовным самообра-
зованием, в особенности если это делается не только для себя, но и ради другого человека. В настоящее время имеется множество изданий, в доступной форме излагающих основы православия. В случае возникновения недоуменных вопросов нужно обращаться
за советом к священнику.
Крестные должны молиться об утверждении в вере своего крестника или крестницы, могут давать крестникам добрые советы, дарить им иконы и духовные книги, благословлять их на брак, подкрепляя авторитет родителей.
Восприемники могут молиться о своих крестниках так:
Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на крестнике (крестнице, крестниках) моем (моей, моих) (имена), сохрани его (ее, их) под кровом Твоим, покрый от всякаго лукаваго похотения,
отжени от него (нее, них) всякаго врага и супостата, отверзи ему (ей, им) уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцу (сердцам) его (ее, их). Спаси, Господи, и помилуй крестника (крестницу, крестников) моего (мою, моих) (имена) и просвети его (ее, их) светом разума Святаго Евангелия Твоего и настави его (ее, их) на стезю заповедей Твоих и научи его (ее, их), Спасе, творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и вовеки веков. Аминь.
Символ веры
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя,
Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа,
Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго
прежде всех век;
Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна,
несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго
с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы,
и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша,
и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием.
И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым,
Егоже Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа животворящаго,
Иже от Отца исходящаго,
Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима,
глаголавшего пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.
Аминь.